АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
Главная » Статьи » Статьи

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Одним из основных условий развития личности является общение. Благодаря общению ребенок осваивает различные виды деятельности, приобретает знания, социализируется в обществе. Поэтому сегодня особое значение придается развитию речевой культуры учащихся.

 В то же время сегодня в процессе общения учащихся нередко наблюдается такие проявления как словесная грубость, оскорбления, обвинения, насмешки, что характерно для феномена речевой агрессии, несовместимой с представлениями о речевой культуре.

Чаще всего речевая агрессия  проявляется в таких сферах жизнедеятельности, как семья; школа и другие учреждения образования; армия; сфера хозяйства, в которой заняты работники низкой квалификации и используется преимущественно физический труд; контакты продавцов и покупателей; парламентская борьба; СМИ [2. С. 160].

Речевая агрессия – это целенаправленное, мотивированное, преимущественно контролируемое речевое поведение через сознательный выбор речевых стратегий и тактик, а также отбор речевых и языковых средств. В основе речевой агрессии лежит однонаправленное эмоциональное негативное речевое воздействие на адресата.

Речевая агрессия проявляется довольно часто уже в младшем школьном возрасте, в основном в связи с конфликтами в общении.

Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, в них отсутствуют жесткие нормы, которые ребенок соблюдает, общаясь со взрослыми.  В контактах со сверстниками долгое время преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому (особенно в первый год обучения) часто беседа между младшими школьниками не получается. У младших школьников ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. Все это нередко приводит к конфликтам, которые сопровождаются речевой агрессией [2. Кн. 2. С. 564 ].

Патологическая речевая среда в замкнутом детском сообществе неизбежно формирует установку на негативный речевой контакт и создает реальные предпосылки для проявления агрессии в общении даже семейно благополучного и врожденно не склонного к грубости ребенка.

В детской речи нужно различать защитную и намеренную агрессию. Первая чаще всего является ответом ребенка на предшествующее проявление грубости в его адрес (то же оскорбление или угрозу, грубое требование, насмешку). Такого рода обидные выражения, как правило, отражают не реальное отношение к обидчику, его личности в целом, а содержат в осуждение конкретного действия, поступка, высказывания.

Намеренное же оскорбление реализует целенаправленную речевую агрессию. Чаще всего это более-менее осознанно отбираемые и наиболее обидные для «жертвы» слова, которые произносятся с целью «побольнее уколоть», «задеть за живое».

К оскорблениям тесно примыкают часто используемые детьми враждебные замечания – отрицательные суждения о собеседнике, выражения негативного отношения к его поступкам, качествам, личности в целом. Содержание такого замечания сводится, главным образом, к словесному обозначению агрессивной позиции. От оскорблений и враждебных замечаний следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской группе и составляющие неотъемлемую часть детской субкультуры.

В младшем школьном возрасте, в отличие от дошкольного, наблюдается речевая агрессия в форме насмешки - колкости, язвительного замечания.

Особое место среди проявлений агрессии в детской речи, особенно среди девочек, занимают агрессивные жалобы. Подобная разновидность жалоб, будучи широко распространенной, в речи младших школьников, объясняется обостренным чувством справедливости у детей данного возраста и, одновременно, недостатком жизненного опыта, вследствие чего возникают психологическая незащищенность, потребность в поиске более опытной личности для разрешения проблем общения.

Речевая агрессия в младшем школьном возрасте может проявляться не только по отношению к сверстнику, но и взрослому. Становление ребенка как языковой личности происходит через постепенное постиже­ние и расширение границ дозволенного и недозволенного, ко­торое нередко приобретает форму порицаемых действий.

С одной стороны, подобное речевое поведение вызвано неодо­лимой тягой самостоятельно ощутить остроту конфликтного взаимодействия со старшими и заодно проверить их терпение, вы­держку: накажут - не накажут? [5. С. 224]

С другой стороны, грубость, направленная на старшего, взрослого, часто демонстрирует недостаток жизненного опыта ребенка, незнание многих неписаных правил «игры в обще­ние».

Но особенно опасным с точки зрения распространения речевой агрессии в среде младших школьников является  пример учителя. В общении с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать такие их особенности, как авторитет взрослого, особенно педагога, стремление подражать ему.

По отношению к детям педагог используют такие формы вербальной агрессии, как публичная компрометация учащегося, разглашение доверенных тайн, неприятие критики в свой адрес, скрытое унижение личности, подчеркнуто пристрастное отношение, нарушение педагогического этикета, месть или прямое сведение. [3. № 9. С. 19]

Агрессивное поведение учителя представляет опасность не только потому, что оно ведет к обострению отношений учителя и учащихся, но прежде всего потому, что образ действий педагога, его поступки начинают восприниматься последними как допустимая модель поведения.

Очевидно, что речевая агрессия педагога является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.

Проблема нейтрализации речевой агрессии младших школьников широко обсуждается в педагогических и психологических изданиях. Осуществление всестороннего контроля над речевой агрессией в школьной речевой среде является не только возможным, но и необходимым условием для создания нормального психологического климата в школьном коллективе.

Основополагающим моментом в процессе нейтрализации речевой агрессии младших школьников,  должно стать следование учителя культуре педагогического общения.

Важными качествами педагогического общения является дружелюбие в оценке ученика, доверительные отношения взаимоуважения, способность рационально разрешать конфликты. 

Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Один из наиболее эффективных этикетных способов демонстрации благожелательного,  уважительного отношения –  вежливое обращение.

Одним из направлений преодоления речевой агрессии младших школьников является работа по развитию речи, прежде всего, формирование у них культуры речевого общения, определенных коммуникативных умений, обеспечивающих позитивные речевые контакты, не допускающие проявлений вербальной агрессии [6. С. 232].

В современных программах по русскому языку в начальной школе предусматривается работа в этом направлении. Например, в программе «Школа России» одной из задач является обучение школьников соблюдению в речи правила речевого этикета, умений оценивать свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику, наблюдать за особенностями собственной речи. В программе «Школа 2100» отдельно обозначается направление «Раскрытие воспитательного потенциала русского языка», где предлагается использовать на уроках упражнения, включающие в себя этикетные слова, разъяснять их значение и ситуации употребления.

Особую роль в обучении младших школьников культуре речи, общения играет учебный предмет риторики. На уроках дети осваивают такие формы речи, как приветствие, прощание, благодарность, извинение, вежливый отказ, приглашение, тренируются в этикетном диалоге.

Важно, чтобы учитель не ограничивал общение с учащимися рамками обучения. Предупреждение речевой агрессии будет более успешным при организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания.  В начальных классах необходимо систематическое использование форм, методов и приемов внеурочной деятельности, направленной непосредственно на развитие умений общаться, когда учащиеся усваивают нормы и правила культуры общения, когда формируются умения добиваться взаимопонимания, сопереживания. 

Важнейшим эффективным средством в этом является анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решению коммуникативных задач, применение игровых упражнений, тренинговых занятий. Развитию культуры речевого общения младших школьников способствуют такие формы внеурочной деятельности, как часы общения, конкурсы, типа  «Самые вежливые, воспитанные, корректные», ролевые игры.

Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.

Речевая агрессия в повседневной коммуникации будет присутствовать всегда. И хотя полностью искоренить ее не представляется возможным, необходимо стремиться уменьшить ее объем [4].

 

 

 

Список литературы

  1. Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн. [Текст] /Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2008.   –  Кн.2. – 564с.
  2. Петрова,  Н.Е. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии [Текст]/ Н.Е. Петрова,  Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, 2011. – 160 с.
  3. Рябов, А.Е. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика в начальной школе [Текст] /А.Е.  Рябов, Е. Р. Леонова // Начальная школа. – 2001. – №9. – С.16–22.
  4. Седов, К.Ф. Агрессия как вид речевого воздействия [Электронный ресурс] К.Ф. Седов. -  Режим доступа: http: gigabaza. Rechevaja. ru

  5. Смелкова, З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности [Текст] / З.С. Смелкова. М.: Флинта: Наука, 1999. 232 с.
  6.  Щербинина, Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления [Текст] / Ю.В. Щербинина. –  М.: Флинта, 2004. – 224 с.

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: n@t@ (30.08.2016)
Просмотров: 70
© Copyright ЦДО "Академия интеллектуального развития". Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта/ All Right Reserved. Используются технологии uCoz 
  ИНН 611105093832; ОГРИНП 317619600001016; ИП Иваненко Н. И.;  e-mail:info@intell-akadem.ru 
Вход   Регистрация