АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
Главная » Статьи » Статьи

Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности студентов СПО

Формирование устойчивого нравственного поведения

 и учебной деятельности студентов СПО

«Что не развилось в молодости, то

 остается неразвитым всю жизнь»

Д. Писарев

Князева Ирина Федоровна-преподаватель общепрофессиональных

дисциплин ВФ ФГБОУ ВО «ПГТУ», город Волжск

 

Воспитание в целом, как общественное явление - сложный и противоречивый процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, в быт, в общественно – производственную деятельность, творчество. От уровня воспитания зависит и духовность, и становление молодых людей как личность.

Особенно актуален процесс воспитания для учреждений профессионального образования, контингент которых составляют преимущественно подростки из социально не защищенных слоев общества. Система СПО должна готовить нравственных профессионалов, уважающих свой и чужой труд, конкурентно способных и востребованных на рынке труда и у работодателей.

Целью преподавателей, наряду с образовательной, является создание условий для реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания обучающихся. В свете реализации новых ФГОС эта задача становится актуальной.

Воспитательная работа по формированию устойчивого нравственного поведения обучающихся включает в себя формирование следующих моральных отношений:

-отношение к политике нашего государства; понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий, происходящих внутри страны и в мире; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

-отношение к Родине, другим странам и народам; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем народам;

-отношение к труду на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

-отношение к общественному достоянию и материальным ценностям; бережливость, охрана природы;

-отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, взаимное уважение; забота о семье и воспитание детей;

-отношение к себе: высокое сознание, чувство собственного достоинства, принципиальность.

Одной из главных задач СПО является формирование устойчивого нравственного поведения обучающихся. Нравственный облик молодого поколения формируется и совершенствуется в процессе обучения. Обучение и воспитание неотделимы, они составляют две стороны единого процесса становления личности обучающегося. Во время обучения формируется и укрепляется дисциплина, организованность, ответственность и другие нравственные качества. В дружном, работоспособном коллективе формируется коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманизм и взаимное уважение.

 Разнообразие требований, предъявляемых коллективной жизнедеятельностью к студентам, вызывают ее многообразную активность на уровне духовных и поведенческих проявлений. Причем, особая роль в этом процессе принадлежит не только к предъявлению поведенческих требований к коллективу со стороны преподавателя, но и самостоятельное оценивание своего поведения самими обучающимися. Это способствует саморегуляции, самостоятельному преодолению внешних и внутренних препятствий в жизни коллектива, что ведет к изменению качества общения и поднимает его на новый уровень.

Разнообразны и формы работы в направлении нравственного воспитания. Во всех группах проходят классные часы, беседы, встречи с интересными людьми. Основная задача проводимых мероприятий – это воспитание всесторонне развитой личности, развитие творческого потенциала обучающихся, их художественных, эстетических, организационно – коммуникативных навыков. Особое внимание в филиале уделяется формированию ценностных ориентаций студентов в процессе самодеятельного творчества. Именно во взаимоотношениях в творческом коллективе, в процессе художественной деятельности у студентов формируются ценностные ориентации. Творческая деятельность в коллективе выступает как средство удовлетворения художественных потребностей, и как одна из форм общения, и как путь к самоутверждению и самовыражению личности.

Большое значение для нравственного воспитания обучающихся имеет вовлечение их в разнообразную внеучебную деятельность: занятие различными искусствами, физкультурная и спортивно-массовая работа.

Воспитание и образование неразрывно связаны между собой. Под учебной деятельностью понимается деятельность, направленная на формирование обученности учащихся. Умение учиться – это подготовленность учащихся классифицировать, обобщать, находить закономерность и демонстрировать осведомленность в различных областях знаний.

В условиях высокой динамичности социально-экономических преобразований в обществе все большую значимость приобретает осознание студентом своего профессионального выбора. Профессия определяет одну из главных жизненных траекторий личности, содействует или препятствует раскрытию творческого потенциала. Влияет на судьбу. Формирование профессионального интереса будущего специалиста в системе СПО предваряет профессиональный путь личности. Поэтому, одной из главных задач является сохранение и развитие интереса и ценностного отношения обучающихся к выбранной профессии. В последние годы падение престижа рабочих профессий осложнило решение проблемы формирования профессионально- ценностных ориентаций обучающихся, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии.

Педагогическое сопровождение формирования устойчивого интереса связано с созданием таких моделей учебных планов, которые основаны на принципах последовательного личностного и профессионального становления будущего специалиста с применением личностно ориентированного обучения (обучения в сотрудничестве, самоорганизации , модульного обучения).

Реализация новых образовательных стандартов предусматривает построение педагогических взаимодействий по типу субъективных отношений, которые направлены на совершенствование всех показателей компетентности целеполагания, особенно - на умение вовлекать обучающихся в процесс постановки целей.  На это же направлены и  АМО (Активные методы обучения).

Во время проведения таких уроков обучающиеся самостоятельно ставят цели и задачи, совместно решают их, активно включаются в обсуждение. Самооценка и анализ своей деятельности побуждает студентов к совершенствованию, изменению.

Формирование учебной деятельности обучающихся – прежде всего проблема становления и развития личности как субъекта данной деятельности. Следовательно, перед преподавателями стоит задача так организовать процесс обучения, чтобы при его реализации обеспечивалась субъективная позиция обучающегося.

Список использованных источников:

  1. ФГОС СПО по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка  и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, утвержденный Министерством образования и науки РФ от 16.08.2013г.№968.
  2. Угрюмова Т.Г. Определяющие факторы стратегии саморазвития личности выпускника СПО. Ежемесячный научно-аналитический журнал «Образовательная политика» №5, 2012.
  3. Андреев В.И.Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- Казань, 2012
  4. Ларин И.В., Попунова Е.В. Вчера студент, сегодня-мастер. Ежемесячный журнал «Профессиональное образование» № 6, 2013.

  

Категория: Статьи | Добавил: n@t@ (06.01.2017)
Просмотров: 63
© Copyright ЦДО "Академия интеллектуального развития". Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта/ All Right Reserved. Используются технологии uCoz 
  ИНН 611105093832; ОГРИНП 317619600001016; ИП Иваненко Н. И.;  e-mail:info@intell-akadem.ru 
Вход   Регистрация