АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
Главная » 2017 » Февраль » 1 » Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением
08:35
Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением

Коучинг в образовании – инновационная технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося в достижении планируемого результата. Коучинг является также инновационной технологией поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного образования. Термин «коуч» ввёл в 20 веке Томас Леонард как термин, обозначающий консультирование по достижению целей [3]. Назовём основные принципы коучинга: 1) Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни; 2) Обучение на успехе, а не на ошибках; 3) Ориентир не на проблему, а на решение; 4) Направленность: из настоящего в будущее; 5) Все ответы находятся внутри человека –  человек себя оценивает сам, внешние советы и оценки не нужны. Роль педагога-коуча в том, что он усиливает осознанность и ответственность учащихся: помогает определить цель, составить план, перейти к действиям, вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу [5]. Основная формула эффективной деятельности в коучинг-подходе: эффективность равна потенциалу минус внутренние препятствия, из которых сильнейшее – страх. (Эффективность = потенциал – страх). Основная цель коучинга: устранить внутренние препятствия на пути достижения эффективности. Преподаватель-коуч должен уметь активно слушать посредством техник присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом), использовать  тоны голоса, «глубинное слушание»; задавать «сильные вопросы». Опишем различные уровни слушания. При поверхностном (повседневном) слушании, мы акцентируемся на том, что история рассказчика значит для нас. При этом концентрируемся на собственном «Я»: на чувствах, стереотипах, опыте, часто перебиваем фразой «да, да, а вот у меня…». Сфокусированное слушание – человек сосредоточен исключительно на рассказчике. Он перенимает его позы, темп и тембр голоса (происходит присоединение) Конечно, чаще всего это делается сознательно с целью установить определенное доверие и показать свою вовлеченность в процесс. Глобальное слушание– слушание на уровне «интуиции» С помощью интуиции коуч-педагог получает правильные ответы не просто из наблюдений, но и при помощи «шестого чувства». Он получает информацию, затем замечает, как воздействует на ученика его ответ, как был воспринят его комментарий.При этом используются техники присоединения: 1) перефразирование (эхо-техника) –собеседнику возвращается его высказывание (одна или несколько фраз), сформулированные своими словами. Перефразирование может начинаться словами: «как я тебя понял…»; правильно ли я тебя понял, что...»; «по твоему мнению…». Главная цель эхо-техники – уточнение полученной информации. 2) выяснение – представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа – «Я не понял», «Что ты имеешь в виду», «Пожалуйста, давай уточним» и т.п. 3) отражение чувств – акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящегопри помощи фраз – «Вероятно, ты чувствуешь…», «Возможно ты несколько расстроен…» [6]. Основной инструмент педагога-коуча – вопросы.«Сильные или открытые вопросы». Они приглашают к самоанализу (приглашают человека посмотреть внутрь себя), открывают дополнительные решения и ведут к инсайту (приглашают посмотреть в будущее) [2; 4]. Приведём примеры открытых (сильных) вопросов по этапам проведения занятия. Для этапа мотивации и постановки цели (этапа вдохновения), когда учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года): – Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим? – Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? … – Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители? – Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10. (При фронтальной работе с классом обращение с вопросом во всех предыдущих примерах и последующих следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вы видите…?»). Далее учитель с помощью вопросов помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные целив формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые, определенные во времени). – Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока? – Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели? – Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели? – Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели? – Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …? – Почему эта цель важна для тебя? – Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)? – Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели? Для этапа планирования эффективных действий для достижения цели: – В соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д. – Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный? – Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще? Взгляд на способы деятельности из будущего: – Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному? – Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял? Для этапа реализации плана: – Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней. – А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому? А если еще на один балл? И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию. Для этапа завершения (рефлексии): – Как ты поймешь, что достиг цели? – Какие самые важные шаги ты замечаешь? – Сколько времени занимала каждая задача? – Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату? Коучинг строится по схеме GROW: G (goal) – цель, R (resourses) – исследование ресурсов, O (opportunities) – поиск возможностей для достижения целей, W (will) – воля. Применение в процессе коуч-занятий специальных приёмов, обеспечивает визуализацию целей, ценностей, рефлексию удовлетворенности своим состоянием и достижениями. Назовём наиболее эффективные приёмы, которые экстраполируются из сферы психологии и управления в сферу образования и уже применяются при обучении старшеклассников: «Колесо жизненного баланса», «Шкала продвижения к цели «от 1 до 10», «Линия времени» [2; 5]. Данные приёмы при условии содержательного изменения можно применять при формировании конструктивных умений (целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, оценивания, рефлексии) у студентов педагогических специальностей. Требования нового ФГОС начального общего образования ориентируют на формирование у младших школьников регулятивных метапредметных умений, составляющих основу учебной деятельности (умения учиться). Регулятивные умения учащихся включают в себя умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, рефлексии, что полностью коррелирует с конструктивными педагогическими умениями. Студенты, освоившие приёмы коучинг-технологии при формировании собственных конструктивных умений осознанно применяют полученные знания в своей дальнейшей педагогической практике для формирования у младших школьников регулятивных умений и диагностики их развития. Опишем содержательно модернизированные приёмы. «Колесо достижений» – представляет собой круг, разделённый по секторам, соответствующим формируемым конструктивным умениям студентов (или учащихся) и содержащий оценочные шкалы от 1 до 10 по каждому умению (Рис.1). Каждый обучающийся в персональной карте с определённой периодичностью (например два-три раза в течение семестра) закрашивает такое количество полос в каждом сегменте круга, которое соответствует уровню сформированности у него конкретного умения. При этом наглядно прослеживается динамика формирования всех умений и складывается целостная картина по всем умениям. Нами разработаны критерии для оценивания по десятибалльной шкале по всем предложенным параметрам. 1 – знаю о существовании такого умения; 2 – понимаю сущностное содержание термина; 3 – могу сформулировать определение понятия цеполагание, планирование, прогнозирование и т.д.; 4 – понимаю, зачем мне необходимо это умение; 5 – умею выполнять данное действие с помощью преподавателя; 6 – умею самостоятельно выполнять данное действие в рамках отдельных учебных дисциплин; 7 – владею данным умением в рамках любых учебных дисциплин; 8 – владею различными способами целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.; 9 – могу обучить другого человека данному умению; 10 – систематически применяю данное умение в любых жизненных ситуациях. Рисунок 1 – «Колесо достижений» с перечислением формируемых умений соуправления учением у студентов и школьников и оценочной шкалой от 1 до 10 по каждому умению. «Линия времени» представляет собой векторную стрелку из прошлого в будущее через осознание настоящего. Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей учащегося. Её можно составлять студенту (ученику) самостоятельно или совместно с преподавателем. Направления для целеполагания можно предлагать различные «Я – хороший человек» (личностные УУД), «Я – хороший студент (ученик)», «Я – хороший специалист» и т.п. (Параметры успешности по каждому направлению определяет каждый обучающийся самостоятельно, исходя из витагенного опыта (собственного жизненного опыта, коллективного опыта группы или класса, информации, получаемой от учителя, из других источников – печатных, электронных) [1]. Приведём пример «Линии времени» по направлению «Я – хороший студент (ученик)» (Рис. 2). Я – хороший студент (ученик) Рисунок 2 – «Линия времени»  Параметры успешности по вопросам «Что я для этого сделал?», «Что я еще могу сделать?» могут быть следующими: регулярно посещал, посещаю (и буду посещать) все занятия (уроки), участвовал и участвую в конференциях, олимпиадах, конкурсах, углубляю свои знания и умения на факультативах, кружках, в проектной деятельности, регулярно занимаюсь самообразованием по интересующей меня тематике. Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся младшей школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Но каждый ученик и тем более студент уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, Особое внимание при проведении коучинга в младшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Педагог – коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д. В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед. Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, учителя и родителей, т.е. должна быть создана поддерживающая среда. Коучинг-технология призвана формировать поддерживающую среду по достижению поставленных целей. 
Источник:https://e-koncept.ru/2015/95018.htm 

Просмотров: 547 | Добавил: n@t@ | Теги: коучинг-технология, конструктивные умения студентов, регулятивных умения учащихся, умения соуправления учением
© Copyright ЦДО "Академия интеллектуального развития". Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта/ All Right Reserved. Используются технологии uCoz 
  ИНН 611105093832; ОГРИНП 317619600001016; ИП Иваненко Н. И.;  e-mail:info@intell-akadem.ru 
Вход   Регистрация